По форме государственные займы бывают

по форме государственные займы бывают

6.2. Виды государственных займов

В целом государственные займы Российской Федерации могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (от одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»);

2) по праву эмиссии они делятся:

а) на выпускаемые центральным правительством;

б) выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

а) только среди населения;

б) только среди юридических лиц;

в) как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты, доходов займы могут делиться:

а) на процентно-выигрышные, когда владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, когда получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в Российской Федерации не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы, которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся:

а) на добровольные;

6) размещаемые по подписке;

В настоящее время используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке по своей природе близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;

6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 гг. Российская Федерация осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств.

В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В июне 2006 г. Российская Федерация полностью погасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов.

Досрочное погашение внешнего долга также будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными политическими мерами улучшить инвестиционный климат в стране.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007–2009 гг. будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

К основным методам управления государственным долгом относятся:

1) рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

2) конверсия – изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

3) консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация – объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займа – проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства;

6) аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств;

7) реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Государственный кредит экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТИЕТ

«Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов.».

1. Сущность и функции государственного кредита …………….. 3

2. Формы государственного кредита и классификация государственных займов ……………………………………………………………. 6

3. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации ………………………………………………………………….….. 8

4. Государственный долг на сегодня……………………. 10

Список используемой литературы ……………………………..…. 13

Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, полученный путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур.

Из истории известно, что правительство России еще в начале 18 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины 18 века.

Сущность и функции государственного кредита

– совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования

экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

Формы государственного кредита и классификация государственных займов

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит заимствуют у резидентов, а внешний – у не резидентов.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть занимают органы власти всех уровней, но основная часть займов осуществляется федеральным правительством.

В зависимости от инвесторов займы подразделяют на реализуемые: только среди населения, только среди юридических лиц, универсальные – среди физических и юридических лиц и специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах.

По характеру обращение займы бывают рыночные – свободно продающиеся и покупающиеся, и нерыночные – без возможности менять владельца и не подлежащие обращению на рынке ценных бумаг.

В зависимости от сроков привлечения средств государственные займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

По методам размещения – добровольные и принудительные.

В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делят:

3. С нулевым купоном.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно. Выплаты доходов по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Краткосрочные и некоторые долгосрочные займы не имеют купонов и продаются по номиналу со скидкой, а выкупаются по номиналу. Их называют облигации с нулевым купоном.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги могут быть закладные и беззакладные. Первые обеспечиваются конкретным залогом и выпускаются местными органами власти, а беззакладные ни чем не обеспечиваются. В качестве их обеспечения служит все имущество государства.

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске, они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными (документарная форма) и безоблигационными (бездокументарная форма).

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Он бывает внутренний, внешний, капитальный и текущий.

Капитальный включает в себя совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.

Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.

Верхний предел государственного долга определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление – исполнительная власть. Управление долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условии размещения.

В управлении долгом страны выделяют принципы:

· Безусловности – выполнение государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.

· Единства – учет всех видов обязательств.

· Снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизать влияние колебаний коньюнктуры рынка капиталов.

· Оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.

· Сохранение финансовой независимости – поддержание структуры оптимальной долговых обязательств.

· Прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов.

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств.

Если государство не может обеспечить погашение займов и выплат, то могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, унификации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.

Конверсия – одностороннее изменение доходности займов.

Консолидация – изменение условий обращения государственных долговых обязательств, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам.

Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплате доходов по займам.

Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Применение этих методов нарушает первый принцип управления – принцип безусловности.

Государственный долг на сегодня.

Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики. В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда. Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).

Государственный кредит является средством взятым в долг государством дополнительных финансовых ресурсов. Этими средствами являются взятые вперед налоги.

Необходимость погашения государственного долга требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Главной задачей системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Список используемой литературы:

1. Лупей Н.А. «Финансы» Учебное пособие, Издательский дом «Деловая литература», 2004.

2. Нешитой А.С. «Финансы и кредит», учебник 3-у издание, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

по форме государственные займы бывают

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты), облигациями — средне- и долгосрочные займы.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на:

• внутренние — которые размещаются на внутреннем финансовом рынке, предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами;

• внешние — которые поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном),

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.

Первый — заем погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй — заем погашается постоянно возрастающими суммами. Третий — постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий — напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена на схеме 16 на странице 129.

Государственный кредит требует особого контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

• наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

• доверие кредиторов государству;

• заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

• возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

• доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

• дополнительные поступления от налогов;

• экономия средств от сокращения расходов;

• привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

§ 2. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов

Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распространены облигации внутреннего государственного займа, удостоверяющие долговое обязательство государства и дающие право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы: «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г.

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 8 августа 1993 г. первоначально на 3, затем на 6 и 12 месяцев выпускались Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

РФ. 1993. № 7. Ст. 567.

Сроком до 1 года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. -с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.

По субъекту эмиссии займы подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг различают государственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, среди физических и юридических лиц.

По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешенные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х годов, в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

К безоблигационным займам относятся помимо государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Первоначально ОФЗ выпускались на один год, позднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они содержали два или четыре купона. ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах «Депо».

Для активизации привлечения средств населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ» началось размещение облигаций. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее — на два. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.

Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутреннем рынке к 1998 году привело к росту расходов на обслуживание государственного внутреннего долга, увеличению нестабильности рынка государственных ценных бумаг. Сложность ситуации усугублялась тем, .что на фондовом рынке значительно преобладали государственные краткосрочные ценные бумаги, а также высокая доля иностранных инвесторов. Экономический кризис 1997 года привел к резкому ухудшению положения на рынке ГКО-ОФЗ. В июле 1998 года было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО, а их владельцам было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком действия 7 и 20 лет. В августе 1998 года Правительство РФ не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. был утвержден Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. «О новации по государственным ценным бумагам» определены условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. В соответствии с этими условиями осуществляется выпуск других государственных ценных бумаг.

В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. * был выпущен Государственный внутренний заем РФ 1991 года сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тысяч рублей. Облигации размещаются только среди юридических лиц, которые регистрируются в территориальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода — 15% от минимальной стоимости облигации — выплачивается только в безналичном порядке.

В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г. был выпущен государственный заем в виде государственных бескупонных облигаций номинальной стоимостью в 1 млн рублей. Размещается он только среди юридических лиц сроком на три месяца. Доход определяется как разница в цене покупки и погашения. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцу номинальной стоимости государственных бескупонных облигаций на момент погашения.

Государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., проводимый на территории СССР, был заменен согласно Постановлению Правительства РФ Российским выигрышным займом 1992 года и все облигации Государственного займа 1982 года подлежали обмену на облигации Российского займа 1992 года по номиналу. Владельцам облигаций 1982 года было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации Российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).

В целях урегулирования внутреннего валютного долга и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» был выпущен внутренний государственный валютный облигационный заем путем выпуска облигаций на общую сумму 7 885 000 000 долл. США. Облигации выпущены номиналом в 1 тысячу, 10 тысяч и 100 тысяч долл. США на предъявителя, доход установлен в размере 3% годовых. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов выдаются облигации займов, которые погашаются в течение 15 лет до 2008 года.

К государственным займам относятся и казначейские обязательства (КО), которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Каждый выпуск КО обслуживается в одном банке-депозитарии, в котором открыт счет «Депо» всем владельцам КО данного выпуска. Открытие счетов «Депо» и депозитарного обслуживания, а также разъяснения по порядку расчетов казначейскими обязательствами производятся банками для владельцев бесплатно. Оплату банкам-агентам за депозитарные и платежные услуги производит Министерство финансов.

КО используется как форма расчетов по текущей задолженности федерального бюджета перед основными отраслями и предприятиями. Предприятия, которые получили КО как первичные держатели, могут рассчитываться со своими кредиторами по тем отраслям народного хозяйства, которые обозначены в договорах с банками-депозитариями.

Можно осуществлять также погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счет кредитора.

По КО предоставляются налоговые освобождения на все виды налогов при уплате их в федеральный бюджет. При этом погашение КО налоговым освобождением может быть осуществлено обязательством с любым сроком погашения. Налоговые освобождения выдаются Главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии КО, и регулярно участники рынка информируются о количестве налоговых освобождений, находящихся в обращении.

На вторичном рынке после ряда депозитарных операций КО могут выступать предметом купли-продажи, использоваться как средство залога с регистрацией факта залога в банке-депозитарии, обмениваться на налоговые освобождения и как безусловные обязательства государства могут вноситься в уставный капитал в качестве вклада участника. Государство выступает гарантом того, что выпуски КО будут погашаться в установленном порядке и в указанные сроки. В свою очередь, эмитент в любой момент вправе потребовать от депозитария полной информации о владельцах счетов «Депо»..

Министерство финансов осуществляет погашение КО путем перевода на счета последних держателей КО суммы задолженности по номинальной цене с добавлением процентов, оговоренных при выпуске КО.

При погашении КО денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия Главным управлением Федерального казначейства или платежным агентом.

Полученные таким образом доходы не облагаются налогом на прибыль, к ним относятся: доходы от депозитарных услуг по продаже первым владельцам КО и доходы по операциям, связанным с выполнением функций платежного агента; сумма разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, включая доходы, полученные на вторичном рынке.

Доходы банка-депозитария от операций (ведение счета «Депо», погашение), связанных с казначейскими обязательствами, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Однако, если под гарантию КО выпускаются банковские или другие ценные бумаги, то доходы по ним подлежат налогообложению в общем порядке.

Помимо названного существуют государственные краткосрочные обязательства, оформляемые путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они по номинальной стоимости. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) разрешено продавать и раньше указанного срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Законодательством предусмотрено использование ГКО в качестве залога при кредитовании.

В 1993 г. были выпущены золотые сертификаты в качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации. В соответствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 года, золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателей сертификатов представляет разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физические лица. Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертификатов банки должны получить специальную лицензию Центрального банка России. Срок действия сертификата — один год.

Для покрытия бюджетных расходов были также выпущены казначейские векселя, краткосрочные обязательства государства, сроком на 3, б и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализуются они в основном среди кредитных организации по цене ниже номинальной со скидкой, а выкупаются по полной нарицательной цене. Следовательно, доход равняется разнице между ценой погашения и продажной ценой.

Целью заимствований на внешнем рынке также является покрытие бюджетного дефицита. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти. Большую часть внешнего долга России составляют кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредиторов.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнею долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком На особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой для финансирования инвестиций в стране-должнике

В 1996 г. Россия вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 г.» от 4 ноября 1996 г. Министерство финансов РФ от имени РФ осуществило выпуск внешнего облигационного займа в ноябре-декабре 1996 г.

по форме государственные займы бывают

По форме государственные займы бывают

По форме государственные займы бывают

По форме государственные займы бывают

    • Авторское право (5)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

Одной из наиболее распространенных долговых обязательств РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований являются государственные (муниципальные) займы.

Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распространены облигации внутреннего государственного займа, удостоверяющие долговое обязательство государства и дающие право их владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по облигациям.

Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют: нормы ГК РФ, БК РФ, федеральные законы «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.1 и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г.

‘ СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1&18; 1998. № 48. Ст. 5857.

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 8 августа 1993 г. первоначально на три, затем на шесть месяцев и на один год выпускались государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Сроком до одного года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен государственный внутренний выигрышный заем 1992 г. — с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.

По субъекту эмиссии государственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В зависимости от того, в какой валюте возникли долговые обязательства, они делятся на внешние или внутренние (ст. 89 БК РФ). Под государственными внешними заимствованиями РФ понимаются займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Гоеу дарственные внутренние заимствования РФ включает займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в российской валюте. Муниципальные заимствования в соответствии со ст. 91 БК РФ могут быть только в российской валюте.

По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентновыигзаймов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50х гг., в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутреннем рынке к 1998 г. привело к росту расходов на обслуживание государственного внутреннего долга, увеличению нестабильности рынка государственных ценных бумаг. Сложность ситуации усугублялась тем, что на фондовом рынке значительно преобладали государственные краткосрочные ценные бумаги, а также высокая доля иностранных инвесторов. Экономический кризис 1997 г. привел к резкому ухудшению положения на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федеральных займов (ОФЗ). В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО, а их владельцам было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком 7 и 20 лет. В августе 1998 г. Правительство РФ не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. был утвержден Порядок погашения ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Распоряжением Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. определены условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенными в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. В соответствии с этими условиями осуществляется выпуск других видов государственных ценных бумаг.

В настоящее время в России выпущено несколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. был выпущен государственный внутренний заем РФ 1991 г. сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью руб. Облигацииразмещаются только среди юридических лиц, которые регистрируются в территориальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода — 15% от минимальной стоимости облигации, выплачивается только в безналичном порядке.

Государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., проводимый на территории СССР, был заменен согласно постановлению Правительства РФ российским выигрышным займом 1992 г., и все облигации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на облигации российского займа 1992 г. по номиналу. Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях банка РФ с 1 октября 1992 г. В соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г., Министерством финансов РФ 14 июня 1995 г. выпущены облигации федерального займа с переменным купоном. (

В целях урегулирования внутреннего валютного долга и в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» от 7 декабря 1992 г. был выпущен внутренний государственный валютный облигационный заем путем выпуска облигаций на общую сумму 7885 млн долл. США. Облигации выпущены номиналом в 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл. США на предъявителя, доход установлен в размере 3% годовых. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке. На всю сумму средств, хранящихся на валютных счетах в этом банке, владельцам счетов выдаются облигации займов, которые погашаются в течение лет до 2008 г.

К государственным займам относятся и казначейские обязательства, которые представляют собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства (КО) в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Каждый выпуск КО обслуживается в одном банкедепозитарии, в котором открыт счетдепо всем владельцам КО данного выпуска. Открытие счетовдепо и депозитарного обслуживания, а также разъяснения по порядку расчетов казначейскими обязательствами производятся банками для владельцев бесплатно. Оплату всем банкамагентам за депозитарные и платежные услуги производит Министерство финансов.

КО используется как средство расчетов по текущей задолженности федерального бюджета перед основными отраслями и предприятиями. Предприятия, которые КО как первичные держатели, могут рассчитываться со своими кредиторами по тем отраслям народного хозяйства, которые обозначены в договорах с банкамидепозитариями.

Можно осуществлять также погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счет кредитора.

По КО предоставляются налоговые освобождения на все виды налогов при уплате их в федеральный бюджет. При этом погашение КО налоговым освобождением может быть осуществлено обязательством с любым сроком погашения. Налоговые освобождения выдаются главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии КО, и регулярно дается информация участникам рынка о количестве налоговых освобождений, находящихся в

На вторичном рынке после ряда депозитарных операций КО могут выступать предметом купли-продажи, использоваться как средство залога с регистрацией факта залога в банкедепозитарии, обмениваться на налоговые освобождения и как безусловные обязательства государства могут вноситься в уставный капитал в качестве вклада участника. Государство выступает гарантом того, что выпуски КО будут погашаться в установленном порядке и в указанные сроки. В свою очередь, эмитент вправе в любой момент потребовать от депозитария полной информации о владельцах счетов депо.

Министерство финансов осуществляет погашение КО путем перевода на счета последних держателей КО суммы задолженности по номинальной цене добавлением процентов, оговоренных при выпуске КО.

При погашении денежными средствами, эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия главным управлением Федерального казначейства или платежным агентом.

Полученные таким образом доходы не облагаются налогом на прибыль, к ним относятся: доходы от депозитарных услуг по продаже первым владельцам КО и доходы по операциям, связанным с выполнением функций платежного агента; сумма разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, включая доходы, полученные на вторичном рынке.

Доходы банкадепозитария от всех операций (ведение счета депо, погашение), с казначейскими обязательствами,налогом на добавленную стоимость не облагаются. Однако, если под гарантию КО выпускаются банковские векселя или другие ценные бумаги, то доходы по ним подлежат налогообложению в общем порядке.

В 1993 г. были выпущены золотые сертификаты в качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. В соответствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов Российской Федерации золотых

1993 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г., золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов РФ (эмитент). Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателей сертификатов представляет разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могут быть юридические и физические лица. Для осуществления операций по куплепродаже золотых сертификатов банки должны получить специальную лицензию ЦБ России. Срок действия сертификата — один год.

Для покрытия бюджетных расходов были также выпущены казначейские векселя, краткосрочные обязательства государства, сроком на 3, 6 и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализуются они в основном среди кредитных организаций по цене ниже номинальной со скидкой, а выкупаются по полной нарицательной цене. Следовательно, доход равняется разнице между ценой погашения и продажной ценой.

Целью заимствований на внешнем рынке также является покрытие бюджетного дефицита. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный орган исполнительной власти. Большую часть внешнего долга России составляют кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредиторов.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государствадолжника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в странедолжнике1.

Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. С. 204.

В 1996 г. РФ вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года» от 4 ноября 1996 г.1 Министерство финансов РФ от имени РФ осуществило выпуск внешнего облигационного займа в ноябре—декабре 1996 г.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите государственный (муниципальный) кредит в экономическом и правовом аспектах.

2. Каково назначение государственного (муниципального) кредита в обществе?

3. Какова специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита?

4. Каким образом взаимосвязаны государственный и государственный долг?

5. Назовите формы государственного внутреннего долга.

6. Охарактеризуйте основные методы управления государственным внутренним долгом.

7. Какие виды государственных займов существуют в соответствии с законодательством РФ?

8. Охарактеризуйте государственный (муниципальный) кредит как институт финансового права. Назовите его источники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *